история архитектуры
Архитектурные утопии СССР
Дома, которых не было

Башня Татлина, архитектоны Малевича, Летающий город Крутикова — это не просто история. Это манифест веры в силу формы, разума и искусства. Они не были построены, но изменили то, как человечество думает о пространстве.


Башня Татлина: символ страны а-ля Эйфелева

Задуманная как гигантская спираль из железа и стекла, она должна была подняться на высоту 400 метров — выше Эйфелевой башни. А внутри, конечно, центр пропаганды идей коммунизма. Стоять должна была на месте храма Христа Спасителя.
Внутри — три вращающихся стеклянных помещения:
  • куб для съездов партии (1 оборот в год);
  • пирамида для правительства (1 оборот в месяц);
  • цилиндр для СМИ - телеграфа, радио и т.д. (1 оборот в день)
  • полусфера - назначение неизвестно (1 оборот в час).
Башня символизировала революцию, движение, бесконечный прогресс.
Она не была построена по техническим причинам, а в последствии - из-за несоответствия идеям соцреализма.

Архитектон Малевича: без окон, без дверей

Архитектоны — гипсовые модели зданий, созданные Малевичем как воплощение чистой формы.
Это не проекты для строительства, а пространственная философия супрематизма — архитектура, освобождённая от утилитарности.
Белые композиции из объёмов и плоскостей стали прообразом минимализма и современного модернизма.

Летающий город Крутикова

Самая смелая советская архитектурная фантазия.
Крутиков предложил разделить землю и небо: жильё — в воздухе, а производство и транспорт — на земле. Летающие жилые капсулы перемещались между «станциями» — вертикальными лифтовыми башнями. Этот проект отражал веру в технологическое освобождение человека и «архитектуру без тяжести».


Дома-коммуны и Дом Наркомфина

В концепции домов-коммун предполагалось заменить частные бытовые помещения центрами услуг коллективного пользования. Вместо личной стиралки - общественная прачечная. Вместо кухни в каждой квартире - столовая. Суть идеи - сузить границу между частным и коллективным. Звучит не очень.

В знаменитом Доме Наркомфина идея была другая - "раскрепощение женщины от мелкого домашнего хозяйства и вовлечение её в производство". Здесь был коммунальный блок с функциями общественного питания, стирки, уборки и присмотра за детьми. При этом в компактных квартирах были и индивидуальные кухни. Сейчас это жилой дом, однако попасть в коммунальный блок с экскурсией можно.  

«Горизонтальные небоскрёбы» Эль Лисицкого

Эль Лисицкий предложил перевернуть идею небоскрёба: не вверх, а вширь.
Его «горизонтальные небоскрёбы» (Wolkenbügel) — это подвесные корпуса над улицами Москвы, стоящие на V-образных опорах.
Идея сочетала конструктивизм и функциональность, создавая новую типологию городской среды. Эль-Лисицкий предлагал построить горизонтальные небоскребы на Бульварном кольце. Вот так радикально выглядели бы здания Эль-Лисицкого в Москве образца 1925 года.



Архитекторы и художники-авангардисты видели архитектуру  как инструмент создания нового мира. Они мечтали о социальной справедливости, техническом прогрессе и свободе от старых форм. И пусть их творения остались на бумаге, они заложили основу современной мировой архитектуры.


для связи с нами
Whatsapp / Telegram

+7 925 390 09 01
Москва, Электрозаводская, 20
Email: office@mk-st.ru